В Узбекистане производство автомобильного бензина в июле 2019 года снизилось на 5,2 процента по сравнению с предыдущим месяцем и увеличилось на 3,6 процента – относительно июля 2018 года и составило 100,3 тысячи тонн.
Все расчеты проведены специалистами финансово-аналитического отдела агентства dividends при информационной поддержке управления переработки нефти и внедрения современных технологий АО «Узнефтепродукт».
Напомним, что в июне 2019 года выпуск этого вида моторного топлива выросло по сравнению с аналогичным месяцем 2018 года на 12,2 процента, в мае – снизилось на 7,8 процента, в апреле – на 7,4 процента, в марте – на 10,5 процента, феврале – на 20,6 процента, январе – на 31,8 процента.
Всего в январе-июле текущего года производство автомобильного бензина в Узбекистане снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,4 процента до 595,1 тысячи тонн против рост на 2,9 процента по итогам января-июля 2018 года.
По итогам прошлого года производство автомобильного бензина в Узбекистане увеличилось на 3,7 процента по сравнению с предыдущим годом и составило 1,15 миллиона тонн против снижения на 2,5 процента по итогам 2017 года.
В настоящее время в Узбекистане действует три нефтеперерабатывающих завода – Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский, совокупной мощностью 11,12 миллиона тонн. Однако из-за падения добычи нефти и устаревшего оборудования мощности предприятий загружены не более чем на 30 процентов.
В декабре 2017 года было начато строительство Джизакского НПЗ стоимостью 2,2 миллиарда долларов и мощностью 5 миллионов тонн нефти. Завершить его строительство планировалось к 2021 году. Однако в декабре 2018 года проект был заморожен, и Узбекистан заявил о пересмотре концепции по увеличения мощностей за счет модернизацию действующих НПЗ.
В частности, для до 2020 года модернизации Ферганского и Алтыарыкского НПЗ, которую предусмотрено провести в три этапа, будет привлечено 875 миллиона долларов, в том числе в 2019 году – 300 миллионов долларов. Лицензиарами проекта выступят американская Honeywell UOP, французская Axens и датская Haldor Topsoe.
В текущем году за счет привлекаемых средств в течение двух месяцев будет восстановлена работа 7 из 11 простаивающих ныне установок. Вместе с тем снабжение завода сырьем увеличится вдвое. Начиная с 2020 года будет налажен выпуск высококачественного дизельного топлива, соответствующего стандартам «Евро-4» и «Евро-5».
Помимо этого, Южнокорейская SK Engineering подготовила проект модернизации и реконструкции Бухарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в 2019—2025 годах стоимостью 553 млн долларов.
Модернизация завода, рассчитанная на три этапа, предусматривает до конца 2025 года выход на проектную мощность по переработке 2,5 миллиона тонн нефти и газового конденсата и производства 1,2 миллиона тонн бензина стандарта «Евро-5», 200 тысяч тонн авиакеросина, 750 тысяч тонн дизельного топлива и 30 тысяч тонн мазута ежегодно.
Ранее сообщалось, что с 15 августа 2019 года в Узбекистане автомобильный бензин марки Аи-80 подорожал на 12,5 процента до 4,5 тысячи сумов ($0,48), дизельное топливо – на 12,5 процента до 5,4 тысячи сумов ($0,58), дизельное топливо ЭКО – на 16,3 процента до 5,7 тысячи сумов ($0,61).
Цена на автомобильный бензин марки Аи-91, стоимость которого до 15 августа составляла 4,5 тысячи сумов (на тот момент $0,52), определяться по итогам торгов на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже. На сегодняшний день его биржевые котировки зафиксированы на отметке 6118,2 тысячи сумов ($652) за тонну.