На очередном заседании правления Центрального банка Узбекистана, состоявшемся 19 октября 2019 года, принято решение сохранить ставку рефинансирования без изменений на уровне 16 процентов годовых, которая была увеличена в сентябре прошлого года с 14 процентов, сообщает пресс-служба финрегулятора.
Данное решение основано на фоне сохраняющейся динамики инфляции и инфляционных ожиданий, возникновения разовых инфляционных шоков, а также исходя из необходимости применения осмотрительного подхода к дальнейшему повышению ставок и обеспечения финансовой стабильности коммерческих банков, ввиду наличия некоторых опасений по поводу роста кредитов в иностранной валюте и усиления сегментации кредитного рынка.
В течение первых семи месяцев 2019 года инфляционные процессы в экономике развивались согласно базовому сценарию, в связи, с чем годовые темпы роста потребительских цен находилась в пределах прогнозных параметров 13,5-15,5 процента.
Однако, в третьем квартале текущего года реализовались отдельные инфляционные риски, предусмотренные в альтернативных сценариях, что привело к ускорению инфляции на рассматриваемом временном отрезке.
Инфляция и инфляционные ожидания
За девять месяцев этого года потребительские цены по республике выросли на 9,7 процента. Но если с января по июль инфляция в годовом исчислении в среднем находилась на уровне 13,5-13,7 процента, то в августе она выросла до 16,5 процента и пробила верхнюю границу прогнозных значений базового коридора, ввиду влияния смешанных факторов, в частности, фундаментальных, обусловленных ускорением роста инвестиционных кредитов и государственных расходов, девальвацией национальной валюты, а также кратковременных, — вызванных повышением регулируемых тарифов цен на электроэнергию и газ, индексацией заработных плат и пенсий.
В сентябре текущего года годовая инфляция замедлилась до 16 процентов, что подтверждает тот факт, что вышеперечисленные факторы больше носили временный характер. Исключением является октябрь месяц, в котором ожидается некоторое ускорение рисков инфляции на фоне отмены льгот по НДС на ряд импортируемых товаров, а также либерализацией цен на муку и хлеб. На протяжении оставшегося периода текущего года, ввиду постепенного угасания эффекта разовых шоков, темпы роста потребительских цен постепенно снизятся, и сформируются вблизи верхней границы прогнозного коридора – 15,5% годовых.
В течение 2019 года основное инфляционное давление на годовую инфляцию было оказано со стороны продовольственных цен и тарифов на услуги (регулируемые цены), которые выросли на 17,5 и 19,5 процента соответственно, относительно аналогичного периода прошлого года. При этом наибольший вклад в рост ИПЦ за январь-сентябрь внесли услуги — 4,3 п.п. по сравнению с 2,6 п.п. за девять месяцев прошлого года.
В августе текущего года произошел определенный рост краткосрочных инфляционных ожиданий, ввиду влияния кратковременных факторов (рост регулируемых тарифов и цен, индексация заработных плат), однако к концу сентября их тренд пошел на снижение.
Вместе с тем, снижение среднесрочных инфляционных ожиданий в сентябре т.г. оказалось более медленным, что, в основном, объясняется адаптивным характером формирования ожиданий экономических агентов, а также сохранением неопределенностей по поводу будущего роста цен.
Макроэкономические условия в течение девяти месяцев текущего года складывались под воздействием опережающих темпов роста внутреннего спроса. Согласно предварительным оценкам в январе-сентябре годовые реальные темпы роста ВВП сохранились на уровне значений двух предыдущих кварталов. Ключевыми факторами, поддерживающими положительной динамики роста экономики остаются факторы спроса, а именно кредитная активность банков и увеличение государственных расходов.
В июле-августе 2019 года наблюдалась акселерация спроса на иностранную валюту под влиянием внутренних и внешних факторов. В результате, девальвация национальной валюты стала ускоряться. В частности, если в январе-июле 2019 года обменный курс доллара вырос на 4 процента и месячный прирост составил в среднем 0,6 процента, то в августе произошел резкий рост курса – на 8,2 процента. Однако уже к сентябрю обменный курс доллара вновь вернулся к своей прежней тенденции, и месячный прирост замедлился до 0,5 процента.
Денежно-кредитная политика
По итогам девяти месяцев текущего года кредитование экономики выросло на 38,3 процента или на 38,6 триллиона сумов. При этом кредиты в национальной валюте с начала года увеличились на 34,3 процента против 61,1 процента за аналогичный период прошлого года.
Следует отметить, что условия денежно-кредитной политики (ДКП) имеют неравнозначное воздействие на кредитный рынок. Так, если в коммерческом сегменте кредитования в национальной валюте наблюдается определенное замедление, то розничное (потребительские кредиты) характеризуется более высокими темпами роста. При этом на фоне сравнительно низких процентных ставок ускоренный рост отмечен и по валютным кредитам.
Ввиду того, что валютное и розничное кредитование менее чувствительно к изменению условий ДКП, дальнейшее повышение эффективности мер денежно-кредитной политики Центрального банка во многом зависит от использования мер макропруденциального надзора.
Кроме того, постепенная либерализация процентных ставок в экономике и одновременное совершенствование условий и механизмов кредитования на основе рыночных подходов, будут способствовать дальнейшему повышению эффективности работы «кредитного канала» трансмиссионного механизма.
С января по сентябрь этого года рост срочных депозитов населения и хозяйствующих субъектов в национальной валюте составил 43,6 процента, при их доле в общем объеме сумовых депозитов 33 процентов (за соответствующий период 2018 года – 23,5 процента).
Прогнозы и риски
Неоправданное повышение ставки рефинансирования может привести к ещё большему ужесточению условий ДКП для тех сегментов экономики, которые не подпадают под критерии льготного кредитования.
В существующих реалиях развития экономики, в целях обеспечения не только ценовой, но и финансовой стабильности, Центральный банк выбирает осмотрительный подход к проведению денежно-кредитной политики, что является неотъемлемым элементом макроэкономической сбалансированности.
Поэтому, при сохранении ставки рефинансирования на текущем уровне, Центральный банк одновременно примет меры макропруденциального надзора, суть которых заключается в более сдержанном подходе банков к кредитованию, с целью устранения дисбалансов на финансовом рынке и обеспечению финансовой стабильности всей экономики.
Вместе с тем, в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ находится на приемлемом для экономики уровне, когда обеспечивается положительность реальных процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте.
При более умеренных темпах кредитования, а также с учетом уже ранее реализованных инфляционных рисков (индексации заработных плат и пенсий, повышения тарифов на электричество и газ, девальвации сума), до конца года ожидается замедление инфляции и формирование ее уровня вблизи верхней границы базового прогнозного коридора -15,5 процента.