Депутаты законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана рассмотрели на очередном заседании законопроект, направленный, в том числе на предоставления новых контролирующих полномочий Центральному банку страны
В частности представитель крупнейшего в стране политического объединения – Узбекской либерально-демократической партии Расул Кушербаев отметил, что их фракция выступает против учреждения в коммерческих банках института представителя Центробанка.
Депутат предположил, что это уменьшит финансовую самостоятельность узбекских коммерческих банков, в том числе в формировании независимой кредитной политики, а также будет препятствовать привлечению частных инвесторов, в том числе иностранных, в сферу финансов.
В свою очередь первый зампред ЦБ Темур Ишметов отметил, что коммерческие банки нельзя сравнивать с другими хозяйствующими субъектами. Даже если обанкротиться крупное предприятие это невозможно сравнить с последствиями банкротства любого банка, так как его ресурсная база формируется в основном за счет вкладов физических и юридических лиц.
При этом за доверием каждого клиента к банку стоит государство, то есть существует контроль, все процессы упорядочены, добавил Т. Ишметов. Если финансовое учреждение обанкротится, это приведет не только к потере средств вкладчиков, но и доверия ко всей банковской системе. Негативное влияние этой ситуации на экономику очевидно для всех.
Института представителя ЦБ не предполагает, что он целый день будет работать в том или ином банке. Но если будет обнаружено в банковской деятельности несоответствия нормативам финрегулятора, то представитель ЦБ примется за изучение данной ситуации. При этом у него не будет никаких полномочий на вмешательство в хозяйственную деятельность банка.
В тоже время, по словам председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Илхома Абдуллаева, в проекте закона необходимо акцентировать внимание на общественном контроле, так как в нем нет ни одной нормы, направленной на обеспечение открытости деятельности ЦБ.
«Для этого действует закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», однако финрегулятор не считается госорганом. По моему мнению, в законопроект необходимо добавить отдельную главу об обеспечении открытости и обязать ЦБ размещать на своем веб-сайте открытую информацию о его деятельности», — сказал Абдуллаев.
По итогам парламентских дебатов законопроект все же был принят в первом чтении, но с условием, что. он будет еще раз глубоко проанализирован и доработан совместно с ответственным комитетом к следующему чтению с учетом высказанных на заседании мнений и предложений.
На сегодняшний день банковскую деятельность в Узбекистане осуществляют 29 финансовых институтов, в том числе 5 государственных, 6 частных банков, 5 банков с участием иностранного капитала и 13 акционерно-коммерческих. При этом в уставных капиталах 14 банков присутствует госдоля.
За январь-март 2019 года совокупный остаток на депозитных счетах клиентов узбекских банков второго уровня увеличился на 2,7 процента до 71,9 триллиона сумов ($8,6 млрд), а их доля в суммарных банковских обязательствах снизилась за первый квартал с 37,3 до 35,3 процента.