Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной и национальной валютах на уровне «BB-» (рискованные обязательства с чертами спекулятивных). Прогноз по рейтингу — стабильный.
По оценке агентства, рейтинги Узбекистана отражают, с одной стороны, хороший суверенный баланс, низкий государственный долг и историю высокого роста по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами и, с другой стороны, значительную зависимость от сырьевого сектора, высокую инфляцию и структурные недостатки в плане низкого показателя ВВП на душу населения и слабых уровней институциональной среды и качества управления относительно эмитентов с сопоставимыми рейтингами.
Fitch отмечает, что власти Узбекистана по-прежнему привержены большей гибкости обменного курса и снижению инфляции после либерализации валютного рынка в сентябре 2017 года. Однако эффективность денежно-кредитной политики ограничена высоким уровнем финансовой долларизации (37,4 процента депозитов и 56,5 процента кредитов), высокой долей государственного финансирования кредитов ниже рыночных ставок (50 процентов непогашенных кредитов) и слабо развитыми местными рынками капитала. Улучшение координации между достижением целей монетарной политики и финансированием государственных проектов и программ будет иметь ключевое значение для укрепления монетарной политики и снижения рисков для макроэкономической стабильности, считают в агентстве.
Fitch ожидает, что инфляция в 2019 году составит в среднем 15,2 процента, снизившись с 17,9 процента в 2018 году, и замедлится до 13,5 процента в 2020 году, что существенно выше прогнозируемого медианного уровня в 4 процента для рейтинговой категории «BB».
По прогнозам Fitch, рост экономики страны достигнет 5 процентов в 2019 году и увеличится до 5,5 процента в 2020 году, опережая прогнозный рост для текущей медианы для рейтинговой категории «BB». Рост будет обусловлен государственными инвестициями в стратегические проекты, расходами на жилищный сектор и инфраструктуру. Долгосрочный потенциал роста подкрепляется благоприятной демографией и богатыми природными ресурсами.
Зависимость Узбекистана от сырьевого сектора (60 процентов от экспорта товаров и 37 процентов — от бюджетных поступлений) выше, чем у конкурентов, а структурные недостатки кредитования выражаются в низком ВВП на душу населения и более слабых индикаторов качества управления.
По мнению Fitch, динамичная, комплексная и широкая программа реформ обуславливает некоторую обеспокоенность относительно скоординированности и институциональных возможностей органов госуправления эффективно планировать и осуществлять меры в рамках проводимой политики при сведении к минимуму экономических дисбалансов.
Несмотря на существующую сильную нацеленность политического руководства страны на проведение программы реформ, Fitch полагает, что задержка с проявлением ее преимуществ в плане более высокого роста, увеличения частных инвестиций и создания рабочих мест в сочетании с более высокими, чем ожидается, социальными расходами могла бы обусловить «усталость от реформ», хотя и не повлияла бы на социальную стабильность.