Исполнительный совет Международного валютного фонда завершил консультации в Узбекистаном по статье IV Статей соглашения МВФ, говориться в заявлении Центрального банка республики, опубликованного на сайте финрегулятора.
В 2018 году рост ВВП умеренно ускорился до 5%, поскольку неблагоприятные погодные условия повлияли на сельское хозяйство и трудности, связанные с энергетикой и водой, замедлили экономический рост, несмотря на значительный рост инвестиций. Потребительская инфляция снизилась до 14,5% к концу 2018 года, но быстрый рост кредитования, либерализация цен, корректировка государственной заработной платы и высокие инфляционные ожидания будут поддерживать ценовое давление в 2019 году.
Переход к более либеральному обменному курсу и торговым режимам в 2017 году наряду с экспансионистской кредитной политикой в 2018 году привели к дополнительному импорту и сокращению сальдо счета текущих операций Узбекистана с небольшого профицита в 2017 году до 7% дефицита ВВП в 2018 году. Тем не менее, Узбекистан имеет значительные международные резервы, достаточные для покрытия импорта на 13 месяцев и умеренный уровень внешнего долга — 35% ВВП на конец 2018 года.
Фискальная позиция оставалась осмотрительной в 2018 году с бюджетным дефицитом, который также включает кредитование экономических программ, на уровне около 2% от ВВП, а государственный долг оставался на уровне 20% от ВВП. Доходы от НДС и добычи полезных ископаемых выросли, но были направлены на более важные социальные расходы и кредитование экономических программ.
В 2019 году власти начали проводить масштабную налоговую реформу, направленную на упрощение налогов, расширение стандартного корпоративного налогового режима и налога на добавленную стоимость при одновременном снижении налоговой нагрузки на частные фирмы и работников.
Центральный банк ужесточил денежно-кредитную политику в 2018 году, повысив ставку рефинансирования с 14% до 16% и используя продажи в иностранной валюте для стерилизации ликвидности, вызванной существенными покупками отечественного золота. После номинального снижения курса на 60% в 2017 году обменный курс оставался относительно неизменным в 2018 году и укрепился в реальном выражении. Тем не менее, кредитование экономики выросло более чем на 50%, что отчасти объясняется существенным увеличением кредитования экономических программ.
На государственные банки приходится около 85% активов банковской системы, и их основная функция заключается в поддержке государственных инвестиций и программ развития. Тем не менее, показатели устойчивости банков продолжают выглядеть обнадеживающими. Центральный банк начал использовать макропруденциальные инструменты для более активного сдерживания рисков, продолжая при этом совершенствовать свои надзорный потенциал и его инструменты.
Продолжался прогресс в структурных и институциональных реформах, но повестка дня реформ остается большой. В настоящее время правительство ускоряет реформы государственных предприятий путем создания агентства по управлению активами, разделения обязанностей в секторах энергетики и транспорта и определения предприятий для реструктуризации или приватизации.
Другие реформы направлены на дополнительную либерализацию цен, улучшение трудовых навыков, проведение земельных реформ, оптимизацию регулирования и улучшение государственного управления. Узбекистан принял Цели устойчивого развития с акцентом на образование, здравоохранение, гендерное равенство, инфраструктуру и финансовую доступность.
Оценка исполнительного совета МВФ
Исполнительные директора приветствовали проведение первой волны экономических реформ, включая валютную либерализацию и налоговую реформу, которая способствовала устойчивому росту и переходу к более открытой и рыночной экономике. Заглядывая вперед, директора призвали власти поддержать и приоритизировать импульс реформ для поддержания макроэкономической стабильности, стимулирования всеобъемлющего роста и создания рабочих мест в частном секторе.
Директора призвали власти продолжать свою жесткую денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции, в то же время приводя рост кредитования в соответствие с требованиями внешней и внутренней стабильности. Ограничение роста кредитования и постепенный отказ от целевого кредитования поможет ограничить инфляционное давление, избежать чрезмерного внешнего дефицита и предотвратить потенциально болезненный цикл бума-спада. Директора поддержали сохранение гибкости обменного курса, что позволило бы экономике адаптироваться в соответствии с основными экономическими показателями. Они призвали власти обеспечить большую независимость Центрального банка.
Директора приветствовали осмотрительную налогово-бюджетную политику властей, которая позволила сохранить общий бюджетный дефицит и государственный долг на умеренном уровне. Они поддержали намерение властей сократить целевое кредитование в 2019 году и приветствовали обязательство включить все бюджетные операции в бюджет 2020 года. В то время как в Узбекистане имеются значительные инвестиционные потребности, директора согласились с тем, что было бы важно противостоять давлению увеличения расходов, что может оказать проциклическое экономическое воздействие.
Директора высоко оценили решение властей приступить к крупной налоговой реформе и рекомендовали тщательно ее осуществить, а также быть готовыми к принятию дополнительных мер по необходимости, особенно в случае сокращения налоговых поступлений от государственных предприятий.
Несмотря на то, что показатели надежности банков являются сильными, директора считают, что государственным банкам необходимо решить затянувшиеся проблемы с балансами и улучшить управление. Они поддержали усилия властей по разработке стратегии реструктуризации банковского сектора, повышению надзорного потенциала в соответствии с передовой международной практикой и более активному использованию макропруденциальных инструментов.
Учитывая сложную программу структурных реформ, директора призвали власти определить приоритеты реформ для устранения перекосов и создания новых рабочих мест. Они поддержали усилия по улучшению бизнес-среды, в том числе за счет снижения затрат на ведение бизнеса и укрепления государственного управления. Директора подчеркнули необходимость реформирования государственных предприятий путем улучшения корпоративного управления и разрешения приватизации или участия миноритарных акционеров. Упорядочение и обеспечение более предсказуемой нормативно-правовой базы будет стимулировать частное предпринимательство и расширение иностранных инвестиций.
Директора решительно поддержали усилия Узбекистана по борьбе с коррупцией путем продвижения грамотности населения, а также правовых, нормативных и институциональных реформ. Они призвали власти продолжать улучшать качество и прозрачность экономических данных.
Директора приветствовали планы властей в отношении инклюзивного роста, основанного на Целях устойчивого развития, в том числе планы по оказанию помощи уязвимым группам населения путем улучшения подготовки кадров, увеличения финансирования активных программ на рынке труда, оказания большей поддержки мигрантам и проведения реформ на рынке труда.