ЦБ обнародовал основные направления денежно-кредитной политики на 2020-2022 годы

Центральный банк Узбекистана обнародовал основные направления денежно-кредитной политики на 2020-2022 годы, разработанные в соответствии с законом «О Центральном банке Республики Узбекистан» в новой редакции и указом главы государства «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» от 18 ноября 2019 года.

Текущая макроэкономическая ситуация, в том числе текущая динамика и прогноз инфляции, а также необходимость достижения стабильного и сбалансированного роста экономики обуславливают важность принятия Центральным банком конкретных и более действенных мер по обеспечению стабильности цен.

В связи с этим, при разработке данного документа, основное внимание уделено определению условий денежно-кредитной политики на новом этапе структурных реформ с переходом в фазу активного внедрения режима инфляционного таргетирования с установлением постоянной цели (таргета) по инфляции на уровне 5 процентов в 2023 году с целью снижения инфляции до 10 процентов в 2021 году.

В целях определения приоритетных задач по достижению постоянной цели и промежуточной в следующем году, разработка основных направлений основана на сохранении текущей динамики развития экономики, поэтапной реализации структурных реформ в условиях небольшого замедления темпов роста мировой экономики.

Согласно основному сценарию развития экономики, прогнозные темпы роста реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году составят 5,2-5,5 процента, а в 2021-2022 годы — ускорятся до 5,5-5,8 процента.

При этом ожидается, что темпы роста кредитования экономики коммерческими банками будут находится в пределах темпов роста номинального объема ВВП, в частности, в 2020 году составят около 20-25 процентов (без учета изменений валютного курса).

В налогово-бюджетной сфере ожидается определенное сокращение дефицита общего фискального баланса, а также формирование государственного долга в пределах установленных параметров. Прогнозируется, что дефицит общего фискального баланса в 2020 году не превысит 2,7 процента к ВВП, с постепенным его снижением до 1,5 процента в 2022 году и удержанием на данном уровне в последующие годы.

В условиях проведения жесткой денежно-кредитной политики и сокращения дефицита фискального баланса, увеличение объемов частных и иностранных инвестиций поспособствует поддержанию заданных прогнозных темпов экономического роста. Исходя из этого, согласно предварительным расчетам, в ближайшие годы отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса снизится с 7 процентов к ВВП в 2020 году до 5,9 процента в 2022 году. Ожидается, что покрытие данного дефицита, в основном, за счет внешних источников, в частности, инвестиционных ресурсов, не окажет резкого девальвационного давления.

В основном сценарии инфляция к концу 2020 года будет находиться в диапазоне 12-13,5 процента, в 2021 году — снизится до однозначных цифр, а в 2023 году — достигнет основного таргета 5 процентов.

Согласно данному сценарию, текущие тенденции внешнеэкономических условий останутся неизменными без резких изменений в развитии экономик основных внешнеторговых партнеров, а также с сохранением положительной динамики роста цен на экспортные товары и трансграничных переводов.

На прогнозном горизонте для достижения постоянного целевого показателя инфляции будут сохранены жесткие условия денежно-кредитной политики с поддержанием положительных реальных процентных ставок в экономике.

В основных направлениях подробно описываются основные меры, предпринимаемые для достижения таргета по инфляции и приведения инструментов и механизмов денежно-кредитной политики в соответствие со стандартами инфляционного таргетирования.

В частности в области развития операционных механизмов будут внедрены основная (ключевая) процентная ставка и процентный коридор, набор рыночных инструментов, обеспечивающих эффективную работу операционного механизма денежно-кредитной политики, в том числе кредитные и депозитные аукционов, овернайт кредиты и депозиты, а также при необходимости будет осуществлен выпуск облигаций ЦБ.

Предусмотрена также разработка стратегии развития внутреннего валютного рынка, предусматривающая дальнейшее повышение роли коммерческих банков в качестве маркет-мейкеров в формировании валютного курса, совершенствование подходов проведения валютных интервенций, а также внедрение производных инструментов (свопы, опционы и фьючерсы);

Помимо этого будут реализованы меры по сокращению сегментации на кредитном рынке путем пересмотра практики льготного кредитования с применением рыночных принципов.

В области повышения прогнозно-аналитического потенциала внедряется система макроэкономического анализа и прогнозирования (FPAS) и современные инструменты моделирования, будут выработаны методы по регулярному изучению на основе эмпирических моделей факторовинфляции и инфляционных ожиданий населения и бизнеса;

В области совершенствования коммуникационной политики намечена разработка современных принципов коммуникационной политики, предусматривающей своевременное доведение до широкой общественности и представителей бизнеса информации об основных факторах инфляции и мерах денежно-кредитной политики, определены направления системной работы по внедрению эффективных механизмов диалога с участниками рынка.

Также в рамках стратегии реформирования банковской системы, будут осуществлены работы по трансформации коммерческих банков в финансовые институты, способствующие преобразованию сбережений населения и бизнеса в инвестиции, формированию долгосрочных денежных ресурсов в экономике.

Для обеспечения стабильности банковской системы и предотвращения вероятности реализации возможных рисков, запланирована разработка эффективных мер макропруденциального надзора.

В целях снижения немонетарных факторов инфляции, по каждому из них предусмотрено проведение глубокого и всестороннего анализа с последующим внесением обоснованных предложений в Правительство и заинтересованные министерства и ведомства.

Кроме того, в предстоящие годы особое внимание будет уделено усилению совместных действий по эффективной координации реформ в области монетарно-фискальной и структурной политики.

Полный контент доступен только для пользователей

Если вы у нас впервые, ознакомьтесь с тарифами.
Если вы уже приобрели подписку или планируете, то