Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности Узбекистана выступила против предложения ввести с 1 января 2020 года акциз налог на импорт древесно-стружечных плит и их альтернативных видов в размере 25 долларов за кубометр, с 1 января 2021 года – 30 долларов за кубоментр.
Напомним, что в настоящее время импортируемые ДСП не попадают под акцизный налог, но есть импортная пошлина в размере 10 процентов от их таможенной стоимости.
Более того, с 1 января 2020 года по 1 января 2022 года местных производителей ДСП из стеблей хлопчатника, камыша и других растений планируется освободить от уплаты подоходного налога, налога на землю и имущество, а также таможенных пошлин (кроме сборов). Ранее они до 1 января 2022 года были освобождены от таможенных платежей.
По оценке Ассоциации, в случае принятия проекта с такого рода нововведениями, как акциз для ДСП, отрасль ждут следующие последствия:
- подорожание мебельной продукции;
- гибель отечественной мебельной индустрии и впоследствии завоевание рынка импортной продукцией, ввиду того, что на готовую мебель акциз не установлен, а сырьё в последующем будет импортироваться с акцизным налогом (что абсолютно противоречит цели и названию проекта);
- резко снизится количество производителей мебельной продукции;
- приведет к потере сотен тысяч рабочих мест;
- сделает недоступной мебельную продукцию для определенного слоя населения;
- поспособствует экономической нестабильности.
Во-первых, мебель является продукцией массового потребления, и существуют разные классы, виды продукции. Исходя из этого, для разного рода продукции требуется соответствующее качественное и прочное сырье из древесины.
ДСП из стебля хлопчатника и камыша не всегда используется в производстве мебели в силу несоответствия качества, прочности и других технических стандартов. В данном положении введение акцизного налога в отношении ввоза ДСП является как минимум совершенно ненужной мерой.
Во-вторых, пока производственная мощность отечественных предприятий-изготовителей ДСП из камыша и стебля хлопчатника не может обеспечивать потребность рынка, что составляет 45 тысяч кубометров в месяц. Это говорит о непродуманности и необоснованности введения акциза в отношении ДСП.
Кроме того, с учетом акциза себестоимость мебельной продукции повысится, что сделает отечественную продукцию неконкурентоспособной перед импортной мебелью (которая не облагается акцизом, хотя произведена из идентичного ДСП). Инициаторы проекта наоборот планировали защищать отечественных производителей, но данный пункт проекта, несомненно, дает обратный эффект.
Таким образом, введение акциза, способствуя подорожанию отечественной мебельной продукции, приведет к завоеванию рынка импортной мебелью, прекращению деятельности многих субъектов предпринимательства — производителей мебели, оставлению без работы сотен тысяч человек, потере налогов и, одним словом, распаду отечественной мебельной индустрии. С этой точки зрения, введение акциза является, по сути, подрывом экономической безопасности и стабильности страны.
В сфере производства мебели заняты более 700 тысяч человек, в то время как в производстве ДСП из камыша и стеблей хлопчатника заняты несколько сотен человек. В случае введение акциза остаются без работы основная часть занятых в производстве мебели.