Сенат Олий Мажлиса (парламента) Узбеистана на 24-м пленарном заседании одобрил закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год». Главный финансовый документ страны впервые принят в виде закона.
Как отметил вице-премьер, министр финансов Джамшид Кучкаров, в нем раскрываются такие понятия, как «распорядитель бюджетных средств первого уровня», «распорядитель бюджетных средств второго уровня», «общий фискальный баланс», «территориальный распорядитель бюджетных средств».
Доходы государственного бюджета страны 2020 года прогнозируются в размере 102,6 триллиона сумов ($$0,8 млрд) с ростом на 25 процентов по сравнению с планируемым исполнением бюджета в текущем году, а расходы — 107,1 триллиона сумов (рост на 22,4 процента).
Законом определены особенности распределения бюджетных полномочий между участниками бюджетного процесса в 2020 году, порядок использования и пересмотра ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня, бюджетные ассигнования для распорядителей бюджетных средств второго уровня, ассигнования, выделяемые для территориальных распорядителей бюджетных средств.
Помимо этого, определяются параметры консолидированного бюджета Узбекистана, включающие в себя его доходы и расходы, прогноз доходов и расходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Узбекистана, республиканского бюджета на 2020 год, бюджета Каракалпакстана, местных бюджетов областей и Ташкента.
Утверждены ставки отдельных налогов и сборов, обеспечение устойчивости бюджетной системы в 2020 году, установление предельного объема внешнего заимствования от имени и под гарантию Узбекистана, расходы, осуществляемые за счет внешних заимствований.
Сенаторы одобрили внесение изменений и дополнений в три закона и Бюджетный кодекс, которые определяют порядок принятия парламентом закона о госбюджете и бюджетах государственных целевых фондов, а также бюджетные полномочия парламента при рассмотрении и принятии закона о госбюджете.
Бюджетный кодекс дополняется новыми понятиями, в него вносятся изменения и дополнения, направленные на расширение бюджетных полномочий Кабмина, Счетной палаты, Минфина. Кроме того, в закон «О парламентском контроле» вносится изменение, согласно которому рассмотрение хода исполнения закона о госбюджете является одной из форм парламентского контроля.
Ранее сообщалось, что дефицит госбюджета Узбекистана составил по итогам января-сентября текущего года 7,3 триллиона сумов ($775,2 млн.) или 2,02 процента к ВВП Узбекистана против профицита в объеме 57,2 миллиарда сумов ($7,1 млн.) по итогам января-сентября 2018 года или 0,02 процента к ВВП.