В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021-2022 годов приведены сценарные варианты развития экономики, отмечается в комментариях Центробанка. Сценарии разработаны на основе системы макроэкономического анализа и прогнозирования с использованием эконометрических моделей.
В основном сценарии ожидается поэтапное продолжение проводимых структурных реформ и сохранение текущих темпов экономического роста в республике. При этом, рост ВВП по итогам 2019 года составит 5,6%, в 2020 году 5,2-5,5%, а в 2020-2022 годы прогнозируется ускорение роста экономики до 5,5-5,8%.
В период 2020-2022 годов наряду с тенденцией замедления темпов роста импорта, прогнозируется увеличение внешнеторгового оборота. Ожидается сохранение благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках и принимаемые меры по стимулированию экспорта позволяет рост объемов экспорта товаров и услуг на уровне 10% в год (без учета монетарного золота). При этом, предполагается низкая волатильность цен на отечественную продукцию на мировых рынках.
В налогово-бюджетной сфере ожидается сокращение дефицита общего фискального баланса и сохранение государственного долга в пределах установленных параметров. Ожидаемый дефицит общего фискального баланса в 2020 году составит 2,7% к ВВП с дальнейшим снижением до 1,5% к 2023 году.
В соответствии с параметрами основного сценария к концу 2020 года прогнозируемый уровень инфляции будет находиться в пределах 12-13,5%. Также намечено постепенное сокращение разрыва между фактическим и целевым уровнем инфляции с достижением в 2021 году значений в пределах однозначных цифр, а в 2023 году основного таргета по инфляции – 5%.
Для достижения вышеизложенных целевых параметров в первую очередь, предусмотрено проведение скоординированной макроэкономической политики. Фискальная политика будет реализована в пределах целевых (утверждённых Законом) параметров, а также будут продолжены умеренно жесткая денежно-кредитная политика и эффективные меры структурных реформ.
В течение 2020 года ожидаются положительные изменения монетарных и фискальных факторов инфляции, которые позволят снизить уровень цен в экономике. Так, будут принятымакропруденциальные меры по снижению темпов роста кредитования (до 25%), роста государственных расходов (до 11%). Также, в 2020 году не ожидается влияния существенных внутренних фундаментальных рисков на обменный курс.
Дальнейшее повышение качества логистических услуг, оптовой торговли и инфраструктуры хранения товаров, увеличение количества промышленных холодильников, а также рост эффективности производства сельскохозяйственной продукции позволят снизить влияние колебаний цен на продовольственную продукцию
в 2020-2023 годы.
Среди основных немонетарных факторов остается продолжение либерализации регулируемых цен, которое будет оказывать давление на общий уровень цен. Логическое завершение процессалиберализации регулируемых цен до 2022 года в дальнейшем будет иметь положительный эффект на формирование общего индекса цен потребительских товаров.
Эффект от снижения ставки НДС с 20% до 15% будет способствовать нивелированию разовых шоков на цены, вместе с тем повышение акцизного налога на алкогольную и табачную продукцию и увеличение импортных таможенных пошлин, в том числе на социально важные товары такие как сахар (на 20%), муку (на 10%) и растительное масло (на 5%) в определенной степени окажут влияние на инфляцию.
Самое главное, эти факторы, в основном, имеют разовый и краткосрочный эффект на ценовую стабильность, и в среднесрочной перспективе повышение конкуренции в экономике будет иметь понижающий эффект на их росте.
Проведение активной коммуникационной политики Центральным банком в рамках инфляционного таргетирования путём разъяснения основ принятых решений, подробное освещение их результативности, а также проведение пресс-конференций и брифингов, публикация пресс-релизов и отчётов, станет опорой для повышения доверия и обуздания инфляционных ожиданий, что позволит снизить их влияние на уровень инфляции.
В то же время, ожидается последовательное продолжение начатых структурных реформ, в частности эффективная реализация мер по улучшению конкурентной среды в экономике, снижению себестоимости, повышению эффективности производства и сокращению теневой экономики.
Вопросы влияния денежно-кредитной политики на экономический рост и другие реальные макроэкономические показатели, а также необходимость обеспечения стабильности цен в экономике и ее роль в поддержании устойчивости экономического развития всесторонне изучены представителями разных школ и направлений экономической теории.
В частности, в отличие от классических теорий в неокейнсианской теории в краткосрочной перспективе монетарная политика имеет существенное влияние на экономический рост и другие макроэкономические параметры.
Такие ученые как Симс (1992), Гали (1992), Бернанке и Михов (1998), Кристиано, Эксбаум и Эванс (1999), Пирсман и Смит (2003), а также Ухлиг (2005), провели ряд эмпирических исследований,подтверждающих реальное влияние монетарных факторов на макропоказатели. Изменение в денежно-кредитной политике влияя на динамику номинальных ставок и инфляционных ожиданий постепенно переходит на реальные процентные ставки в экономике, а через них на другие реальные показатели.
Также, выводы новой неоклассической теории гласят что обеспечение стабильности цен должно быть приоритетной целью денежно-кредитной политики с точки зрения поддержания благосостояния населения и снижения волатильности выпуска (валового внутреннего продукта).
Основные идеи новой неоклассической теории сформулированы такими учеными как Гудфренд и Кинг (1997, 2001), Брейтон, Левин, Трейн и Вильямс (1997), Кларида, Гали и Гертлер (1999), and Вудворд (2003).
Согласно многим исследованиям, в том числе исследованиям, приведенным на сайте Банка международных расчетов (BIS) существует значительная отрицательная взаимосвязь междуинфляцией и разными показателями экономического роста.
В частности, анализ и расчеты осуществленные с использованием макро-данных стран ОЭСР показали отрицательную взаимосвязь между инфляцией и ростом доходов в течение довольно длительных периодов. Данная взаимосвязь сохраняется даже с учетом влияния дополнительных показателей, таких как сбережения, рост населения и уровень образованности.
Также, определенная взаимосвязь сохраняется даже с добавлением теоретических ограничений в модель связанных с постоянной отдачей от технологий.
Согласно оценкам исследования, инфляция оказывает отрицательное, но временное влияние на долгосрочные темпы экономического роста, что, в свою очередь, приводит к постоянно более низкому уровню дохода на душу населения. Предполагаемая потеря от дополнительного 1% роста уровня инфляции — это сокращение в течение довольно длительных периодов годового темпа экономического роста (примерно на 0,06%), что приводит к снижению устойчивого дохода на душу населения примерно на 2%.
Инфляция снижает не только уровень инвестиций, но и эффективность использования факторов производства. Результаты исследований показывают, что предельные издержки инфляциитакже имеют отдельные отрицательные и продолжительные влияния, независимо от уровня инфляции. Усилия по удержанию инфляции под контролем рано или поздно окупятся с точки зрения лучшей долгосрочной эффективности и более высокого дохода на душу населения.
Исходя из вышеизложенного в основных направлениях денежно-кредитной политикиЦентральный банк особое внимание удаляет роли и значению низкой инфляции в обеспечении долгосрочного экономического развития в стране.
Обеспечение в среднесрочной перспективе низкого и стабильного уровня инфляции, являясь важным фактором макроэкономической сбалансированности, создает необходимые условия для улучшения социальной ситуации в стране, повышения инвестиционной активности, осуществления структурных реформ, и тем самым, способствует экономическому развитию.
В условиях стабильности внутренних цен население и бизнес будут иметь возможность сохранить заработную плату, пенсию и другие доходы, а также сбережения в национальной валюте от инфляционного обесценения. Это повышает уверенность при средне — и долгосрочном планировании расходов и инвестиций.
Центральный банк посредством использования инструментов денежно-кредитной политики не может оказывать прямое влияние на повышение эффективности факторов производства илитехнологическое развитие.
При этом меры в денежно-кредитной сфере, будучи направленными, в основном на сглаживание сезонных и периодических колебаний и предотвращение «разрывов выпуска» (между потенциальным и текущим уровнем ВВП), имеют краткосрочное влияние, а их результат низкая и стабильная инфляция, пониженные инфляционные ожидания, уверенность инвесторов, благоприятная бизнес среда, в свою очередь, являются фундаментом долгосрочного экономического развития.
Необходимо отметить, что сама по себе денежно-кредитная политика не может быть основнымисточником стабильного повышения экономического потенциала страны.
В долгосрочной перспективе улучшение конкурентной среды в экономике, повышение производительности труда и энергоэффективности, усиление внутренней и внешней конкурентоспособности через развитие инфраструктуры, осуществление последовательных структурных реформ, направленных на облегчение организации и ведения бизнеса, являются основными факторами, обеспечивающими экономический рост.
Конечной целью обеспечения низкого и стабильного уровня инфляции несомненно является поддержание благосостояния населения и в целом улучшения социальной ситуации в стране, что в свою очередь отражается в широком понимании экономического развития, резюмировали в ЦБ.