Постановлением президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с 1 апреля текущего года вводится усовершенствованный порядок госконтроля объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта исходя из категорий рисков и функционального назначения объектов.
Согласно документу, в течение двух месяцев должен быть разработан проект Административного регламента осуществления государственного строительного контроля, предусматривающего:
- установление дифференцированных требований к экспертизе проектной документации, порядку и периодичности осуществления государственного строительного контроляобъектов в зависимости от их категорий рисков и функционального назначения;
- исключение для объектов низкой категории риска и индивидуального жилищного строительства обязательных требований по осуществлению экспертизы проектной документации, авторского надзора и государственного строительного контроляс внедрением инструментального технического обследования на соответствие объекта требованиям законодательства в области строительства территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства по завершении строительства;
- усиление квалификационных требований и ответственности инспекторов Инспекциипо контролю в сфере строительства при Министерстве строительства и территориальных инспекций, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор объектов с повышенной категорией риска;
- поэтапное внедрение в течение 2020 года современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронного документооборота в рамках осуществления государственного строительного контроля в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство», с запуском подсистемы «Контроль в строительстве» в пилотном режиме с 1 июня в Ташкенте.
Инспекции и территориальным инспекциям в рамках осуществления государственного строительного контроля предоставлено право:
- приостанавливать строительно-монтажные работы и требовать осуществления демонтажных работв случаях выявления конструктивных нарушений, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека;
- выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных правонарушенийс установлением соразмерных сроков их исполнения, требуемых на устранение нарушений на объекте, но не более 60 дней;
- направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензий и разрешительных документовна осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства;
- направлять представления о приостановлении выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделийв случаях выявления на объектах применения некачественных строительных материалов и изделий, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека.
С 1 марта отменяются требования по осуществлению государственного строительного контроля объектов капитального ремонта, за исключением объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы.
Поэтапно будут отменены существующие процедуры приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов с внедрением порядка выдачи разрешений на их эксплуатацию инспекцией и территориальными инспекциями:
- для объектов низкой категории риска независимо от источников финансирования — с 1 мая 2020 года;
- для объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок, — с 1 января 2022 года;
- для объектов, финансируемых за счет иных источников, — с 1 января 2021 года.
До внедрения порядка выдачи разрешений на эксплуатацию объектов инспекция привлекают к приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов (за исключением объектов, финансируемых за счет средств субъектов госзакупок) территориальные органы государственного санитарного надзора и государственного пожарного надзора, которые в рамках срока приемки объектов предоставляют инспекции заключения о соответствии объекта санитарным нормам и требованиям пожаробезопасности.
Инспекции по контролю в сфере строительства придается статус юридического лица в форме государственного учреждения. В ее структуре создается Служба комплаенса, а в структурах территориальных инспекций — должность специалиста комплаенс-контроля.
С 1 июля 2020 года начальникам инспекции и территориальных инспекций предоставляются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нарушениям законодательства о градостроительстве с сохранением порядка передачи дела на рассмотрение в суд в случае оспаривания правонарушителем факта правонарушения.
При Республиканском центре стандартизации в строительстве Министерства строительства также создается Комплексная строительная испытательная лаборатория, осуществляющая полноценные испытания конструкций объектов, строительных материалов и изделий в соответствии с международными стандартами.
До 1 августа 2020 года с привлечением международных финансовых институтов и организаций, а также квалифицированных иностранных специалистов намечено разработать предложения по повышению эффективности механизмов контроля за строительством, предусмотрев исключение неэффективных и излишних функций государственных органов, а также широкое вовлечение в данный процесс субъектов частного предпринимательства на основе зарубежного опыта.
Ранее сообщалось, что по итогам 2019 года совокупный объем выполненных строительных работ в Узбекистане увеличился на 19 процентов $7,2 млрд, в том числе крупными предприятиями – на 8,5 процентов до $1,8 млрд, малыми – на 29,5 процента до $3,9 млрд, неформальными застройщиками – на 8,3 процента до $1,5 млрд.