Предстоящая расчистка балансов крупнейших государственных банков в Узбекистане в рамках либерализации национальной экономики и финансового сектора подкрепляет мнение Fitch Ratings о готовности властей поддерживать госбанки в случае необходимости в ближайшей перспективе, что учитывается в рейтингах дефолта эмитента таких банков, говорится в пресс-релизе агентства.
Во внимание принимается тот факт, что банки находятся в государственной собственности, имеют системную значимость и хорошую историю поддержки, которую они получали в последние годы, а также учитывает их роль в кредитовании госпредприятий, отмечают эксперты.
«Fitch пересмотрит свое мнение только в случае существенных изменений одного или нескольких из этих факторов, в частности, в случае приватизации контрольных пакетов акций банков или в случае, если Узбекистан разработает систему оздоровления проблемных банков», — подчеркивается в сообщении.
В октябре правительство объявило о планах передать крупные кредиты неудовлетворительного качества, унаследованные с предыдущих периодов, в Фонд реконструкции и развития Узбекистана до конца этого года. В агентстве не ожидают «существенного улучшения» качества активов банков в связи с передачей кредитов ФРРУ, поскольку «передаваемые проблемные кредиты уже имели гарантии от государства и не признавались в отчетности как обесцененные».
В действительности доля обесцененных кредитов у банков несколько увеличится, поскольку в результате передачи кредитов снизится знаменатель (валовые кредиты), в то время как числитель останется без изменений (кредиты, признанные обесцененными в отчетности), считают эксперты. При этом, по их оценкам, этот показатель останется ниже 5%.
Инициатива правительства свидетельствует о намерении перевести банковскую систему Узбекистана на более коммерческую основу и ограничить директивное кредитование, отмечает Fitch. Приблизительно 40% всего кредитования банковского сектора представляет собой передачу госбанками финансирования от ФРРУ стратегически важным секторам (нефтегазовый, а также химический и энергетический секторы).
По мнению экспертов, долгосрочные последствия для кредитоспособности госбанков в результате какого-либо изменения бизнес-моделей в сторону от госфинансирования и директивного кредитования являются неопределенными и будут в большей степени зависеть от стратегии кредитования и стандартов андеррайтинга.
В агентстве полагают, что продажа миноритарных долей ряда госбанков иностранным инвесторам (включая ЕБРР и МФК) может оказать положительный эффект на практики корпоративного управления и контроля за рисками у этих банков.
На сегодняшний день в Узбекистане действует 30 коммерческих банков, в том числе 13 банков с госдолей. По итогам января-сентября 2019 года их совокупные активы выросли на 22,7 процента до $26,5 млрд, а их доля в суммарных банковских активах страны выросла с 84 до 86 процентов, капитал – на 13,4 процента до $2,9 млрд (с 81 до 82 процента).