В апреле текущего года на внутреннем валютном рынке Узбекистана наблюдается некоторая повышенная волатильность курса узбекского сума по отношению к иностранным валютам, говориться в обнародованном заявлении Центрального банка страны.
В частности, биржевой курс национальной валюты к американскому доллару снизилась с начала второго месяца весны относительно последней торговой сессии, прошедшей на валютной бирже 13 апреля, на 1,8 процента, с начала года – на 2,7 процента до 9762 сум/долл.
В Центробанке напомнили, что динамика биржевого курса сума формируется под воздействием складывающихся внутренних и внешних факторов спроса и предложения, в первую очередь, исходя из динамики операций текущего счета.
Замедление операций торгового и инвестиционного характера, на фоне предпринимаемых, как в странах — торговых партнерах, так и в республике, мер по предотвращению распространения коронавируса, привело к одновременному сокращению объемов импорта и экспорта, и соответственно, к снижению активности на внутреннем валютном рынке. Так, объёмы экспортных поступлений в марте снизились на 10 процентов по сравнению с предыдущим месяцем.
Снижение трансграничных денежных поступлений в силу карантинных мер и замедления экономической активности, девальвации курсов национальных валют в России и Казахстане, также оказали негативное влияние на волатильность узбекского сума. В частности, объём денежных переводов в страну в марте месяце составил $296 млн, что на 23 процентов меньше относительно прошлого месяца, за восемь рабочих дней апреля сократился в 3 раза, а курс российского рубля к доллару ослабел с начала весны на 10,3 процента, казахского тенге – 12 процентов, турецкой лиры — 7,6 процента, киргизского сома — 11,2 процента.
Эти факторы способствовали формированию определенных ожиданий относительно курса сума, что в первую очередь, отразилось в сегменте операций с физическими лицами. Начиная с марта, наблюдается значительный рост объёмов покупки иностранной валюты населением, который в марте составил 45 процентов, а в течение восьми рабочих дней апреля – 28 процентов.
В силу вышеизложенных факторов, а также в результате существенного обесценения обменных курсов национальных валют основных торговых партнёров, на внутреннем валютном рынке наблюдается определённая коррекция курса национальной валюты, и соответственно сокращение разрыва реального эффективного курса сума в отношении валют основных торговых партнеров.
По оценке аналитиков Центрального банка, вероятность резкой девальвации курса национальной валюты остается низкой, и по предварительным прогнозам, в кратко- и среднесрочный период динамика обменного курса сума будет формироваться близко к его фундаментальному тренду с незначительными колебаниями.
Центральный банк также сообщает, что в кассах коммерческих банков имеется достаточный объем наличной иностранной валюты для проведения конверсионных операций и все купюры дезинфицированы. Обменные пункты банков работают в обычном режиме и никакие лимиты и ограничения на покупку и продажу наличной иностранной валюты банками не установлены.