В Узбекистане с 2020 года прием на государственную гражданскую службу, в том числе иностранных граждан, в госорганах и организациях, за исключением избираемых и назначаемых в особом порядке должностей, будет осуществляться на основе открытого и независимого конкурсного отбора.
Это предусмотрено указом главы государства «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан».
В документе отмечено, что в Узбекистане сохраняется ряд системных проблем и недостатков, приводящих к недостаточному обеспечению госорганов к организаций квалифицированными специалистами, несоответствию квалификации кадров поставленным задачам и современным потребностям и низкому качеству принимаемых решений.
В частности, отсутствует закон прямого действия, обеспечивающий комплексное правовое регулирование государственной гражданской службы, в том числе процедуры открытого независимого конкурсного отбора кандидатов, а также определяющий критерии оценки эффективности работы и компетенций госслужащих, требования к повышению их квалификации, говорится в указе.
Отсутствие уполномоченного органа по вопросам государственной гражданской службы не позволяет обеспечить проведение единой кадровой политики в госорганах и организациях, эффективное управление персоналом и развитие человеческих ресурсов, формирование на конкурентной основе резерва квалифицированных кадров и своевременное замещение ими вакантных должностей госслужащих.
Помимо этого не сформированы прозрачные механизмы отбора кандидатов на государственную гражданскую службу, обеспечивающие всем гражданам равный к ней доступ и продвижение по ней на основе профессиональных качеств и особых заслуг».
Указ определяет приоритетные направления совершенствования и реформирования государственной гражданской службы:
- применение принципа меритократии,предусматривающего принятие на государственную гражданскую службу и продвижение по службе наиболее достойных и способных лиц на основе справедливой и объективной оценки их профессиональных качеств и особых заслуг;
- внедрение «карьерной модели» государственной гражданской службы, предусматривающей последовательное прохождение должностных ступеней служебной карьеры, с регулярным повышением квалификации кадров, а также с категорированием государственных гражданских служащих и присвоением им квалификационных рангов (чинов);
- принятие на государственную гражданскую службу на основе открытого независимого конкурсного отбора,позволяющего объективно оценить все достоинства и преимущества кандидата, в том числе его морально-этические и патриотические качества;
- внедрение единой системы оплаты труда государственных гражданских служащих,предусматривающей установление унифицированных требований к определению заработной платы исходя из уровня (республиканский, областной, районный и городской) государственного органа и организации, квалификационного ранга (чина) и личного вклада работника;
- формирование эффективного и профессионально подготовленного кадрового резерва на национальном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях,активное привлечение частных агентств занятости и использование современных форм аутсорсинга для подбора наиболее квалифицированных кандидатов на государственную гражданскую службу;
- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов государственных органах и организациях;
- внедрение эффективной системы социальных гарантий, а также мотивации и стимулированиягосударственных гражданских служащих к повышению профессионального мастерства и эффективности своей деятельности.
Указом Агентство развития государственной службы при президенте, ответственное за реализацию единой государственной политики во сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в государственных органах и организациях. Агентство
Агентство в своей деятельности подчиняется непосредственно президенту Узбекистана и подотчетно ему. Его директором является советник президента по вопросам государственной службы и взаимодействия с представительными органами власти.
Основными задачами Агентства по развитию государственной службы определены:
- разработка идеологической платформы трансформации государственной гражданской службы,программ и проектов по ее развитию, а также обеспечение практической реализации единой политики в сфере государственной гражданской службы;
- координацию деятельностигосударственных органов и организаций в сфере государственной кадровой политики;
- осуществление мониторинга и анализ тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложений по устранению проблем и вызовов в данной сфере;
- внедрение инновационных методов управления персоналом и развития человеческих ресурсов,основанных на принципах открытости, профессионализма и подотчетности;
- управление Национальным кадровым резервом,ведение Государственного реестра должностей государственной гражданской службы, а также создание и ведение единого открытого портала вакантных должностей госслужащих;
- внедрение системы измеримых индикаторов (ключевых показателей) оценки эффективностидеятельности государственных гражданских служащих и анализ их результатов, изучение общественного мнения и формирование открытого рейтинга руководителей государственных органов и организаций;
- проведение системной работы по выявлению и привлечению квалифицированных и высококвалифицированных специалистов,в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом, а также по широкому привлечению на государственную гражданскую службу одаренной молодёжи и женщин;
- организацию открытого независимого конкурсного отборанаиболее перспективных кадров на государственную гражданскую службу;
- формирование у государственных гражданских служащихвысокойпрофессиональной этики, антикоррупционной культуры и нетерпимого отношения к коррупции;
- внедрение и последовательное совершенствование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственной гражданской службы, формирование базы данных о государственных гражданских служащих с обеспечением безопасности их персональных данных;
- оказание содействия в защите прав и законных интересов государственных гражданских служащихв их взаимоотношениях с работодателями, а также создании достойных условий для их трудовой деятельности и социальной защиты.
При этом в указе главы государство особо отмечено, что лица, прошедшие открытый и независимый конкурсный отбор, не могут быть освобождены от должности без согласования с Агентством по развитию государственной службы и его филиалами.